Блог

Модели бюджетирования – какую выбрать?

Модель бюджетирования — это подход, определяющий, как формируется, рассчитывается и управляется бюджет компании. Например, он отражает: какие данные учитываются, как строятся расчёты, кто участвует, и какая логика лежит в основе планов.

В сегодняшнем материале рассмотрим основные модели бюджетирования, которые считаются наиболее продвинутыми.

Модели бюджетирования

Можно выделить 8 ключевых моделей бюджетирования.

Инкрементный подход

Новый бюджет строится на основании результатов прошлого года с учетом корректировок. Например, +10% к выручке, +5% к расходам. Он прост и быстр в использовании, однако подходит только для стабильных бизнесов, работающих в предсказуемой среде. В противном случае, такой бюджет не будет учитывать драйверов бизнеса и закреплять неэффективные практики.

Нулевое бюджетирование

Формирование расходной части производится с постатейным обоснованием с вопросами «зачем эта статья вообще нужна?». поэтому эта методика подходит для оптимизации деятельности фирмы в кризисный период для бизнеса.

Такой подход хотя и является трудоемким, но позволяет вывить избыточные траты и повысить дисциплину.

Драйверное бюджетирование

Показатели бюджета рассчитываются на основе ключевых бизнес-драйверов компании. Например, расчет количества персонала может производиться от цели по росту выручки в ритейле. Подход дает высокую точность и помогает связать финансовые данные с операционными показателями.

Однако в случае реализации такой методики в компании должна быть зрелая аналитическая функция, где есть контроль качества данных и отчетов.

Скользящее бюджетирование

В этом случае бюджет постоянно пересчитывается на скользящий горизонт. Например, каждые 6 месяцев корректируются показатели на следующие 12 месяцев.

Среди преимуществ такого подхода – высокая адаптивность к вызовам внешней и внутренней среды. Однако для поддержания такой актуальности лучше автоматизировать процесс, иначе финансово-экономический отдел только и будет работать на бюджет.

Скользящее бюджетирование подходит для таких динамичных отраслей, как ритейл, IT, логистика.
Другие модели рассмотрим в следующем выпуске.