Блог

Оптимизация себестоимости

Процесс оптимизации себестоимости всегда предполагает многоуровневый подход. Это не просто урезание расходов на какие-то материалы или работы, а системное управление закупками, фондом оплаты труда, процессами производства, энергетикой, логистикой, административными расходами и продажами.

Сегодняшнем материале разберем процесс оптимизации себестоимости пошагово.

Настройка модели оптимизации себестоимости

Для начала необходимо выбрать единицу, по которой будет отслеживаться себестоимость. Здесь лучше всего использовать подход юнит-экономики, который позволяет сфокусироваться на себестоимости проекта/изделия/процесса, задать плановые или нормативные значения и отслеживать их достижение.

В производственных компаниях лучше собирать те SKU, которые формируют 80% от выручки бизнеса.

Анализ отклонений от целевых значений себестоимости может производиться через следующие параметры:

  • Разница в цене закупки = (Фактическая цена – Плановая цена) * Объем
  • Разница в использовании материалов = (Фактический расход – Плановый расход) * Плановая цена

Если бизнес оказывает услуги, то цену можно заменить на среднюю ставку по проекту, объем и расход – на количество человеко-часов

Методы оптимизации себестоимости

Ниже посмотрим, как можно оптимизировать себестоимость за счет основных драйверов.

Оборудование

Часто загрузка оборудования в производственных компаниях меньше допустимой. Связано это может быть с рассинхронностью производственных линий, частой переналадкой оборудования. Например, часто достаточно переструктурировать производственный план, чтобы сократить время простоя оборудования при переналадке, что благоприятно скажется на себестоимости на единицу продукции.

Поставщики

О том, что диверсифицировать поставщиков необходимо обязательно, все прекрасно осведомлены, однако по факту компании закупают сырье только у одного или двух поставщиков. Причиной может быть сложный комплаенс процесс или особенные требования к продукции, однако даже они не должны останавливать диверсификацию поставок.

Маржинальность услуг

Передача части работ на аутсорс спасает от лишних затрат на их организацию, однако те работы, которые приносят наибольшую маржинальность все-таки лучше оставлять внутри бизнеса.

Оборачиваемость

Хотя термин больше подходит к товарам, саму суть можно перенести и на услуги: не стоит оставлять в бизнесе те товары и услуги, которые приносят наименьшую прибыль при высоком использовании ресурсов. Попробуйте выработать более выгодную замену для клиента, а не тяните этот хвост дальше.