Управление финансовым планированием — это процесс, который включает в себя разработку, реализацию и мониторинг финансовых планов компании для достижения её стратегических целей.
Управление финансовым планированием позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Представьте, что компания занимается консалтинговым бизнесом: ключевой ресурс для нее - рабочее время специалистов. Планирование позволяет оценить может ли компания взять новый контракт, либо ресурсов для качественного выполнения проекта будет недостаточно.
Снижение финансовых рисков - также результат эффективного управления финансовым планированием. В этом помогает наличие таких базовых инструментов как бюджет и прогноз движения денежных средств, платежный календарь и т.д. Это позволяет компании точно знать в какой момент времени какая сумма должна будет прийти от клиентов, а также когда необходимо произвести оплату по собственным счетам.
Конечно, основной целью финансового планирования является достижение стратегических целей компании. Только благодаря разработанному плану можно иметь точное понимание как и за счет чего увеличить продажи, а также сократить расходы бизнеса.
Из чего состоит управление финансовым планированием?
Все эти аспекты представляют наиболее полно организованный процесс планирования, однако не всем компаниям необходима реализация всех этапов. Часто это зависит от размера и сложности бизнеса, требований менеджмента и собственников, а также отраслевых особенностей бизнеса.
Разберем каждый элемент процесса финансового планирования..
Бюджетирование
Бюджет позволяет разработать детализированный план распределения ресурсов компании на определенный период (например, год) с учетом всех видов доходов и расходов. После начала бюджетного периода необходимо регулярное отслеживание е фактических расходов и доходов с сопоставлением их с плановыми показателями для выявления отклонений.
Финансовое прогнозирование
Прогнозирование дает возможность оценить будущие финансовые показатели на основе текущих данных и предполагаемых изменений (например, изменение спроса, цен, экономической ситуации).
К этому аспекту также можно отнести и сценарное планирование, которое предполагает разработку нескольких сценариев (оптимистичного, пессимистичного и базового) для подготовки к различному развитию событий.