Операционные детали ритейла
Тысячи операций по покупке, возврату, переоценке, отправкам на склад, перевозкам в логистический центр, размещении в категориях, промоакциям - и это не полный перечень того, что должно быть учтено в массиве данных для качественной аналитики.
Конечно, для учета большинства указанных операций есть собственный тип программного обеспечения, однако для консолидированной финансовой аналитики потребуется единая платформа, которая поможет оптимизировать этот анализ.
Однако одна только платформа не сможет решить все задачи: для качественного анализа потребуется выработка методики, метрик и нормативов, которые помогут отслеживать такие операционные показатели как средний чек, лояльность покупателей, оборачиваемость запасов, выручка магазинов в зависимости от их возраста и т.д.
Здесь важно учитывать и модель, по которой работает компания. Представляет ли она собой сеть магазинов, либо это сегмент e-commerce, или работает омникально, привлекая маркетплейсы для реализации продукции.
Для этого финансовому директору потребуется глубокое погружение в особенности ведения операционных процессов, а также регулярное взаимодействие с коммерческой частью для контроля KPI.
Управление финансами в ритейле
Важным является календарное планирование поступлений и затрат, которые помогут избежать кассового разрыва. Помимо того, грамотное управление кредиторской и дебиторской задолженности поможет снизить краткосрочную долговую нагрузку и обеспечить оптимальную структуру капитала.
Важным фактором также является управление запасами. Для работы в сегменте скоропортящейся продукции это особенно важно, чтобы сократить количество списаний. Для крупногабаритной продукции - чтобы оптимизировать затраты на хранение. Такие действия помогут избежать “замораживания” капитала.
Рынок ритейла
Например, важным навыком будет изучение ценовых стратегий конкурентов, формирование собственной ценовой политики и систем скидок, а также выявление неэффективных процессов в сфере логистики, аренды, складирования, маркетинга и пр. и предложение мер для снижения издержек.
Кроме того, ритейл часто подвержен сезонным колебаниям спроса (праздники, распродажи). Финансист должен заранее планировать закупки, складские запасы и денежные потоки под пиковые периоды продаж, а также оптимизировать персонал и издержки в периоды спада.
Также потребуется учитывать изменение курсов валют, уровня инфляции и покупательной способности напрямую влияет на розничные продажи. CFO должен регулярно обновлять прогнозы и адаптировать финансовую стратегию.