Декабрь - горячая пора для подведения итогов. Особенно в финансовых отделах. Разберем основные показатели и инструменты, которые помогут облегчить этит непростой период.
Например, не только убыток говорит о неэффективном управлении. Если у компании есть избыток денежных средств, то это также показывает о необходимость пересмотреть стратегические планы компании, поскольку развитие бизнеса недофинансируется.
Финансисты используют три главных отчета: баланс, отчет о финансовом результате, отчет о движении денежных средств. Эти отчеты потом используются для аналитики, чтобы оценить результаты деятельности бизнеса за период.
Анализ финансового результата
Среди методов анализа выделяются два ключевых:
- Сравнение с прошлым периодом. Проводится сравнение финансовых результатов с предыдущими периодами, чтобы выявить тенденции, изменения, рост/снижение в ключевых областях деятельности компании.
Например, если в нашем сегменте бизнеса не было серьезных структурных изменений, то такой анализ финансовых результатов говорит об изменении динамики цен, изменении доли рынка, повышении эффективности производства, т.д.
- Оценка финансовых целей. Проверяется достижение поставленных целей и бюджетных показателей компании за год. Если цели не достигнуты, проводится анализ причин и прорабатываются стратегии для улучшения ситуации.
Такой метод дает понимание, а как развивался бизнес с учетом каких-либо корректирующих факторов. Например, план может учитывать выход нового игрока на рынок, который еще не присутствовал в прошлом году. Либо учитывать какие-то внутренние изменения в компании. Анализ план-факт позволяет более глубинно посмотреть на бизнес, а также выявить что мешает дальнейшему развитию.
Показатели финансового результата
- Выручка: Общая сумма денег, полученных от продажи товаров или услуг за период.
- Прибыль и убытки: Разница между выручкой и общими издержками, включая расходы на производство, операционные расходы, налоги, другие расходы.
- Чистая прибыль: Прибыль компании после вычета всех расходов, включая налоги и проценты по заемным средствам.
- Оборачиваемость активов: Скорость, с которой компания превращает активы (например, запасы, оборудование) в выручку. Это дает оценку использованию активов.
- Ликвидность: Способность бизнеса выполнять краткосрочные обязательства. Показатели ликвидности, такие как текущая и быстрая (краткосрочные обязательства, которые можно погасить без продажи запасов), оцениваются для определения финансовой устойчивости.
- Долговая нагрузка: Уровень задолженности компании, включая долги и платежи по кредитам.
- Показатели рентабельности: Рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (ROE) показывают эффективность использования активов и собственного капитала компанией для генерации прибыли.
- Оборотные запасы: Управление запасами товаров или сырья оценивается через показатели, такие как оборот запасов или дни запасов.
- Дивиденды: Если компания выплачивает дивиденды, оцениваются размеры и стабильность выплат инвесторам.
- Денежные потоки: Оценка денежных потоков из операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.
Эти показатели финансового результата помогают менеджменту компании и инвесторам понять финансовое положение компании, потенциал к росту.
Прогнозирование финансового результата на следующий год
При составлении прогноза на следующий финансовый год важно учесть несколько ключевых аспектов:
- Исторические данные: Изучите прошлые финансовые показатели компании, чтобы выявить тенденции, сезонные колебания, цикличность и другие факторы, которые могут повлиять на будущие результаты.
- Внутренние факторы: Анализируйте изменения внутри компании, такие как новые продукты или услуги, планы по модернизации производства, сокращению издержек, изменения в организационной структуре, все, что влияет на доходы или расходы.
- Внешние факторы: Учитывайте внешние экономические, политические и рыночные факторы, такие как инфляция, изменения в законодательстве, конкуренция, валютные колебания, спрос и предложение на рынке.
- Оценка рисков: Оцените процент неопределенности, к которому приведут внешние и внутренние факторы.
Инструменты для анализа финансовых результатов
Представьте, что раньше ваш бизнес состоял только из трех филиалов. Данные по ним можно было собирать вручную, номенклатура продукции была небольшой, поэтому инструменты типа сводных таблиц и формул массива в Excel справлялись с ними достаточно легко.
Однако с ростом процессов и расширением бизнеса существующих отчетов стало не хватать: добавить новую аналитическую строку стало просто невозможно, чтобы не сломать весь файл.
Большинство решений для автоматизации финансов также предполагают, что методология управленческого учета сохраняется, поэтому самостоятельно, без ИТ-специалиста, внести изменения невозможно.
Для решения этой проблемы мы разработали гибридную систему для автоматизации процессов планирования и бюджетирования Планум.
Планум объединяет мощность современных решений для обработки больших баз данных и знакомый и удобный интерфейс Microsoft Excel.