Блог

Итоги 2023 года: считаем финансовый результат организации

Итоги 2023 года: считаем финансовый результат организации
Декабрь - горячая пора для подведения итогов. Особенно в финансовых отделах. Разберем основные показатели и инструменты, которые помогут облегчить этит непростой период.
Финансовый результат отражает разницу между доходами и расходами компании за период, как правило, за квартал или год. Он показывает, на сколько успешно компания управляет денежными средствами.

Например, не только убыток говорит о неэффективном управлении. Если у компании есть избыток денежных средств, то это также показывает о необходимость пересмотреть стратегические планы компании, поскольку развитие бизнеса недофинансируется.

Финансисты используют три главных отчета: баланс, отчет о финансовом результате, отчет о движении денежных средств. Эти отчеты потом используются для аналитики, чтобы оценить результаты деятельности бизнеса за период.

Анализ финансового результата

Анализ результата в конце года - базовый принцип управления компанией, поскольку позволяет оценить финансовое состояние, сделать выводы о выполнении поставленных целей, понять, как строить финансовый прогноз на следующий год.

Среди методов анализа выделяются два ключевых:

  • Сравнение с прошлым периодом. Проводится сравнение финансовых результатов с предыдущими периодами, чтобы выявить тенденции, изменения, рост/снижение в ключевых областях деятельности компании.

Например, если в нашем сегменте бизнеса не было серьезных структурных изменений, то такой анализ финансовых результатов говорит об изменении динамики цен, изменении доли рынка, повышении эффективности производства, т.д.

  • Оценка финансовых целей. Проверяется достижение поставленных целей и бюджетных показателей компании за год. Если цели не достигнуты, проводится анализ причин и прорабатываются стратегии для улучшения ситуации.

Такой метод дает понимание, а как развивался бизнес с учетом каких-либо корректирующих факторов. Например, план может учитывать выход нового игрока на рынок, который еще не присутствовал в прошлом году. Либо учитывать какие-то внутренние изменения в компании. Анализ план-факт позволяет более глубинно посмотреть на бизнес, а также выявить что мешает дальнейшему развитию.

Показатели финансового результата

Анализ финансового результата базируется на следующих показателях:

  1. Выручка: Общая сумма денег, полученных от продажи товаров или услуг за период.
  2. Прибыль и убытки: Разница между выручкой и общими издержками, включая расходы на производство, операционные расходы, налоги, другие расходы.
  3. Чистая прибыль: Прибыль компании после вычета всех расходов, включая налоги и проценты по заемным средствам.
  4. Оборачиваемость активов: Скорость, с которой компания превращает активы (например, запасы, оборудование) в выручку. Это дает оценку использованию активов.
  5. Ликвидность: Способность бизнеса выполнять краткосрочные обязательства. Показатели ликвидности, такие как текущая и быстрая (краткосрочные обязательства, которые можно погасить без продажи запасов), оцениваются для определения финансовой устойчивости.
  6. Долговая нагрузка: Уровень задолженности компании, включая долги и платежи по кредитам.
  7. Показатели рентабельности: Рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (ROE) показывают эффективность использования активов и собственного капитала компанией для генерации прибыли.
  8. Оборотные запасы: Управление запасами товаров или сырья оценивается через показатели, такие как оборот запасов или дни запасов.
  9. Дивиденды: Если компания выплачивает дивиденды, оцениваются размеры и стабильность выплат инвесторам.
  10. Денежные потоки: Оценка денежных потоков из операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.

Эти показатели финансового результата помогают менеджменту компании и инвесторам понять финансовое положение компании, потенциал к росту.

Прогнозирование финансового результата на следующий год

Прогнозирование – заключительный этап, учитывающий задачи и планы компании для будущих операций.

При составлении прогноза на следующий финансовый год важно учесть несколько ключевых аспектов:

  • Исторические данные: Изучите прошлые финансовые показатели компании, чтобы выявить тенденции, сезонные колебания, цикличность и другие факторы, которые могут повлиять на будущие результаты.

  • Внутренние факторы: Анализируйте изменения внутри компании, такие как новые продукты или услуги, планы по модернизации производства, сокращению издержек, изменения в организационной структуре, все, что влияет на доходы или расходы.

  • Внешние факторы: Учитывайте внешние экономические, политические и рыночные факторы, такие как инфляция, изменения в законодательстве, конкуренция, валютные колебания, спрос и предложение на рынке.

  • Оценка рисков: Оцените процент неопределенности, к которому приведут внешние и внутренние факторы.

Инструменты для анализа финансовых результатов

В каждой компании отчетность строится по разной методологии. Она учитывает специфику отрасли бизнеса, поскольку невозможно переложить принципы растениеводства на ритейл, а также изменения, проводимые в компании.

Представьте, что раньше ваш бизнес состоял только из трех филиалов. Данные по ним можно было собирать вручную, номенклатура продукции была небольшой, поэтому инструменты типа сводных таблиц и формул массива в Excel справлялись с ними достаточно легко.

Однако с ростом процессов и расширением бизнеса существующих отчетов стало не хватать: добавить новую аналитическую строку стало просто невозможно, чтобы не сломать весь файл.

Большинство решений для автоматизации финансов также предполагают, что методология управленческого учета сохраняется, поэтому самостоятельно, без ИТ-специалиста, внести изменения невозможно.

Для решения этой проблемы мы разработали гибридную систему для автоматизации процессов планирования и бюджетирования Планум.

Планум объединяет мощность современных решений для обработки больших баз данных и знакомый и удобный интерфейс Microsoft Excel.
автоматизация бюджетирования