Блог

Как настроить бюджетирование в ERP

erp для бюджетирования
Если в вашей компании уже есть ERP, или вы только планируете ее интеграцию, то совершенно закономерно, что у вас возникнет вопрос: "А можно ли построить бюджетирование на базе ERP?"
Ответ: и да, и нет. В статье разбираем, как это можно сделать, и какие трудности могут ожидать в каждом варианте.
Самым первым вопросом, которым задаются крупные компании, когда хотят автоматизировать бюджетирование, а можно ли существующую ERP адаптировать под задачи финансового планирования?
Такая практика действительно существует. Это кажется весьма логичным решением, поскольку в ERP уже заведена большая часть информации и она максимально интегрирована в бизнес-процессы компании. Кроме того, у всех популярных ERP есть собственный модуль для бюджетирования, который должен помочь автоматизировать процесс быстро и легко. Однако на практике это оказывается не всегда просто.
Основное правило: переводить существующую ERP-систем в сферу бюджетирования можно, только если она подходит вам на 99%.
Обычно выделяется 2 способа использовать ERP для бюджетирования.

Первый и самый простой

Придется поработать со справочниками и формировать предрасчеты на стороне. В модуле бюджетирования в ERP нужно будет объединить в один справочник некоторые значимые аналитики. Это могут быть объединенные статьи ДДС, подразделения и продукция. Также в стандартном функционале не будет никаких вменяемых возможностей для финансового моделирования и все необходимые расчеты и взаимосвязи нужно будет делать на стороне Excel.
Плюс решения:
Вы остаетесь в стандартном функционале.
Минус решения:
Колоссальное неудобство. В справочнике могут совмещаться несколько элементов. Также добавление новых строк бюджета приведет к необходимости менять все настройки сбора фактических и бюджетных данных. Ну и пересчет драйверных моделей будет вне контура такого решения.

Второй - с существенными доработками

Второй способ предполагает, что ERP будет доработана до состояния, в котором возможно разделить аналитические признаки, а также зашить те или иные значимые расчеты. Для этого потребуется разработать мэппинги, привлечь команду опытных консультантов, закупить сервера, обучить пользователей. И даже выполнения всех этих действий, к сожалению, не гарантирует успех.
Плюс решения:
Вы получаете знакомый инструментарий.
Минус решения:
Большие инвестиции, длительное время на доработку и риск того, что такая система просто не «взлетит».

А как лучше?

Никита Лашин, старший партнер проекта Планум, считает эти методы применимыми только при определенных условиях. Дело в том, что все модули ERP взаимосвязаны, и при внесении изменений требуется тратить большое количество времени на анализ того, как это повлияет на бюджетирование и планирование.
Кроме того, внедрение разветвленных ERP предполагает, что пока все модули не заработают, то и финансовый модуль тоже не будет работать.
Наиболее удобным решением является внедрение изолированных решений для отдельных функций бизнеса, которые при этом дают возможность полноценного обмена данными. Для этого в большинстве систем предусмотрена связь по API.