Нормативная база по МСФО
Стандарт IAS 12 «Налоги на прибыль» определяет порядок учета текущих налоговых расходов (начислений) и отложенного налога на прибыль.
Текущий налог отражает сумму налога, подлежащую уплате (или возмещению) в отношении налогооблагаемой прибыли за отчетный период.
Отложенный налог учитывает временные разницы между балансовой стоимостью активов и обязательств в учете по МСФО и их налоговой базой по данным налогового учета.
Разъяснение IFRIC 23 «Неопределённость в отношении подходов к налогообложению прибыли» объясняет, как учитывать и раскрывать в отчетности случаи, когда применимость или точность налоговых положений не являются бесспорными.
Например, в разъяснении дается ответ, как отражать в финансовой отчетности последствия потенциальных споров с налоговыми органами, неопределенности в трактовке налогового законодательства.
В частности, IFRIC 23 требует оценивать «вероятность того, что налоговый орган примет (или не примет) выбранный компанией налоговый подход». Если «вероятно, что налоговый орган примет позицию налогоплательщика», тогда отражение идет исходя из фактического (заявленного) подхода. Если есть серьезная неопределенность и высок риск оспаривания, компания должна использовать либо «метод наиболее вероятной суммы», либо «метод ожидаемого значения», чтобы оценить, какой суммой признавать налоговое обязательство (или актив).
Влияние налоговых рисков на показатели МСФО-отчетности
При высокой вероятности дополнительной налоговой претензии компания должна включить такую сумму в расчёт текущего налога. Если же вероятность ниже или сумма не может быть надёжно оценена, может потребоваться раскрытие в примечаниях как контингентное обязательство (IAS 37), но не отражение в виде обязательства.
Отложенные налоговые активы и обязательства формируются из разниц между бухгалтерским и налоговым учётом. Если есть существенные риски изменения баз налогообложения (например, при пересмотре налоговыми органами цен в сделках между взаимозависимыми лицами), то это может повлиять на оценку отложенного налога.
Неопределённость по будущим налоговым убыткам или вычетам может повлиять на то, будет ли отложенный налоговый актив признаваться в полном объёме или с учётом дисконтирования вероятности.
IFRIC 23 не вводит прямых «дополнительных» требований к раскрытиям, но по общим правилам МСФО (IAS 1 «Представление финансовой отчетности») компания должна описывать существенные суждения и оценки, которые влияют на цифры в отчётности, особенно если речь идёт о значительных налоговых рисках и неопределённостях.
Может потребоваться раскрыть в примечаниях:
- основную сущность налоговых споров или рисков,
- диапазон возможных исходов (если он может быть надёжно оценён),
- принятые методы оценки (most likely amount / expected value) и ключевые допущения,
- возможное влияние на финансовое состояние и результаты деятельности компании.
При признании потенциальных налоговых обязательств (или корректировок текущего налога) расходы по налогу на прибыль могут увеличиться, что уменьшает чистую прибыль за период.
Отложенные налоговые активы также могут быть скорректированы, что повлияет на прибыль либо напрямую (через отчёт о прибылях и убытках), либо через прочий совокупный доход (OCI) – это зависит от первоначального отражения статей (например, при учёте переоценок по активам в OCI).
Если выявляется налоговый риск в предыдущих периодах, возможно признание корректировок (в отдельных случаях – корректировка ошибочных оценок прошлых лет).
Ключевые моменты для включения в МСФО-отчетность
- При высокой вероятности (probable) доначисления нужно отразить в отчётности соответствующее обязательство по налогу на прибыль.
- Если вероятность не столь высока, но нельзя полностью исключить риск, то он может быть раскрыт как условное (контингентное) обязательство.
- IFRS (IAS 1, IAS 12 и IFRIC 23) требует раскрывать значимые суждения, включая применяемую методологию по «неопределённым налоговым позициям».
- Объясняется, почему компания считает, что риск невелик/велик, какие количественные модели применяются (наиболее вероятная сумма или ожидаемое значение).
- Если суммы потенциально значительны, компании могут представить анализ чувствительности, показывающий, как изменится налог (текущий или отложенный) при различных сценариях разрешения налоговых споров.
- Компании необходимо описать учетную политику по налогам (часто это либо отдельная часть примечания по IAS 12, либо раскрытие о ключевых оценочных суждениях).
- В случае существенных неопределённостей целесообразно включить пояснения об учётной политике в отношении IFRIC 23.
Почему налоговые риски важны для МСФО-отчетности?
Кроме того, это соответствует требованиям аудита. Аудиторы уделяют пристальное внимание соответствию учёта налога на прибыль IAS 12 и учёту неопределённостей IFRIC 23, особенно в компаниях с существенными межгосударственными операциями или сложными налоговыми позициями.
Таким образом, риски по налогу на прибыль могут привести к необходимости признавать дополнительные текущие обязательства, корректировать отложенные налоговые активы/обязательства и расширять раскрытия в примечаниях к МСФО-отчетности. Ключевым инструментом для учёта неопределённости в налоге на прибыль является IFRIC 23, который помогает компаниям определить, как оценивать и раскрывать потенциальные доначисления и другие налоговые споры.
