Блог

Какое ПО выбрать малому и среднему бизнесу для автоматизации планирования и бюджетирования?

Частая проблема, с которой сталкивается малый и средний бизнес при выборе ПО - это поиск баланса между удобством и ценой системы для автоматизации финансов. Точнее, это не проблема, а задача, которая требует поиска оптимального инструмента.
Бизнес сталкивается со следующими вызовами: усложнение структуры управления, увеличение объема данных, рост количества участников бизнес-процесса и формирования управленческой отчетности. При этом масштаб самого бизнес-процесса еще не предполагает необходимость интеграции комплексного ПО для финансового анализа, поскольку это может быть дорого, сложно и избыточно на данный момент.

Поэтому предлагаем рассмотреть варианты, которые есть на текущий момент на рынке, их особенности и ограничения.

Преднастроенные решения

Например, есть решения за невысокую стоимость, которые помогают привести данные и финансовую отчетность в порядок. Среди преимуществ - возможность самостоятельного внедрения в процесс, удобный и простой интерфейс, есть преднастроенные формы отчетности.

Однако у них есть и ряд особенностей, которые могут значительно ограничивать работу финансового отдела. Преднастроенные формы отчетности универсальны, поэтому могут не подойти для анализа деятельности конкретного предприятия, где требуется учет многих факторов.

Кроме того, аналитический функционал этих программ может быть очень ограничен: они часто не предоставляют возможности строить прогнозы, план-фактная аналитика присутствует только на продвинутых тарифах, нет функционала для расчета сценариев и финансового моделирования.

Комплексные системы

Альтернативой может стать комплексная система для планирования и бюджетирования бизнеса, но и здесь есть свои подводные камни. Цена такого решения значительно выше, поскольку система рассчитана на большой поток данных и множество аналитик. Из преимуществ - гибкость систем для построения управленческой отчетности, которая реально будет отвечать на вопросы бизнеса, широкий аналитический функционал, а также многоуровневая система безопасности.

При всех плюсах, малый и средний бизнес часто не готов идти в автоматизацию на базе таких систем. Основная причина - для внедрения системы может потребоваться участие консультантов. Да, система может быть достаточно простой и удобной в использовании, но часто требуется дополнительная экспертиза для корректного построения архитектуры самого бизнес-процесса внутри самой системы.

Альтернативные варианты

В качестве альтернативы эксперты часто предлагают промежуточные решения, так называемые FP&A (Financial Planning and Analysis) системы.

Они подходят для поэтапного масштабирования бизнес-процесса, поскольку обладают гибкостью, высокой аналитичностью, широким аналитическим инструментарием, а также оптимальны по цене.

Такие системы дают возможность подобрать конфигурацию под нужные объем данных и количество отчетных форм, и, например, начать с небольшого проекта, по автоматизации одного отчета, постепенно включая в периметр автоматизации большее число корпоративных процессов.