Итоги 2023 года: считаем финансовый результат организации
Декабрь - горячая пора для подведения итогов. Особенно в финансовых отделах. Разберем основные показатели и инструменты, которые помогут облегчить этит непростой период.
Финансовый результат отражает разницу между доходами и расходами компании за период, как правило, за квартал или год. Он показывает, на сколько успешно компания управляет денежными средствами.
Например, не только убыток говорит о неэффективном управлении. Если у компании есть избыток денежных средств, то это также показывает о необходимость пересмотреть стратегические планы компании, поскольку развитие бизнеса недофинансируется.
Анализ результата в конце года - базовый принцип управления компанией, поскольку позволяет оценить финансовое состояние, сделать выводы о выполнении поставленных целей, понять, как строить финансовый прогноз на следующий год.
Сравнение с прошлым периодом. Проводится сравнение финансовых результатов с предыдущими периодами, чтобы выявить тенденции, изменения, рост/снижение в ключевых областях деятельности компании.
Например, если в нашем сегменте бизнеса не было серьезных структурных изменений, то такой анализ финансовых результатов говорит об изменении динамики цен, изменении доли рынка, повышении эффективности производства, т.д.
Оценка финансовых целей. Проверяется достижение поставленных целей и бюджетных показателей компании за год. Если цели не достигнуты, проводится анализ причин и прорабатываются стратегии для улучшения ситуации.
Такой метод дает понимание, а как развивался бизнес с учетом каких-либо корректирующих факторов. Например, план может учитывать выход нового игрока на рынок, который еще не присутствовал в прошлом году. Либо учитывать какие-то внутренние изменения в компании. Анализ план-факт позволяет более глубинно посмотреть на бизнес, а также выявить что мешает дальнейшему развитию.
Показатели финансового результата
Анализ финансового результата базируется на следующих показателях:
Выручка: Общая сумма денег, полученных от продажи товаров или услуг за период.
Прибыль и убытки: Разница между выручкой и общими издержками, включая расходы на производство, операционные расходы, налоги, другие расходы.
Чистая прибыль: Прибыль компании после вычета всех расходов, включая налоги и проценты по заемным средствам.
Оборачиваемость активов: Скорость, с которой компания превращает активы (например, запасы, оборудование) в выручку. Это дает оценку использованию активов.
Ликвидность: Способность бизнеса выполнять краткосрочные обязательства. Показатели ликвидности, такие как текущая и быстрая (краткосрочные обязательства, которые можно погасить без продажи запасов), оцениваются для определения финансовой устойчивости.
Долговая нагрузка: Уровень задолженности компании, включая долги и платежи по кредитам.
Показатели рентабельности: Рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (ROE) показывают эффективность использования активов и собственного капитала компанией для генерации прибыли.
Оборотные запасы: Управление запасами товаров или сырья оценивается через показатели, такие как оборот запасов или дни запасов.
Дивиденды: Если компания выплачивает дивиденды, оцениваются размеры и стабильность выплат инвесторам.
Денежные потоки: Оценка денежных потоков из операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.
Эти показатели финансового результата помогают менеджменту компании и инвесторам понять финансовое положение компании, потенциал к росту.
Прогнозирование финансового результата на следующий год
Прогнозирование – заключительный этап, учитывающий задачи и планы компании для будущих операций.
Исторические данные: Изучите прошлые финансовые показатели компании, чтобы выявить тенденции, сезонные колебания, цикличность и другие факторы, которые могут повлиять на будущие результаты.
Внутренние факторы: Анализируйте изменения внутри компании, такие как новые продукты или услуги, планы по модернизации производства, сокращению издержек, изменения в организационной структуре, все, что влияет на доходы или расходы.
Внешние факторы: Учитывайте внешние экономические, политические и рыночные факторы, такие как инфляция, изменения в законодательстве, конкуренция, валютные колебания, спрос и предложение на рынке.
Оценка рисков: Оцените процент неопределенности, к которому приведут внешние и внутренние факторы.
Инструменты для анализа финансовых результатов
В каждой компании отчетность строится по разной методологии. Она учитывает специфику отрасли бизнеса, поскольку невозможно переложить принципы растениеводства на ритейл, а также изменения, проводимые в компании.
Представьте, что раньше ваш бизнес состоял только из трех филиалов. Данные по ним можно было собирать вручную, номенклатура продукции была небольшой, поэтому инструменты типа сводных таблиц и формул массива в Excel справлялись с ними достаточно легко.
Однако с ростом процессов и расширением бизнеса существующих отчетов стало не хватать: добавить новую аналитическую строку стало просто невозможно, чтобы не сломать весь файл.
Большинство решений для автоматизации финансов также предполагают, что методология управленческого учета сохраняется, поэтому самостоятельно, без ИТ-специалиста, внести изменения невозможно.