Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший опыт работы
OK
Руководство по установке

Этап 1. Установка Планум



1. После скачивания, в папке с загруженными файлами появится файл в формате .xll. Откройте файл двойным щелчком мыши

2. Надстройка Планум появится в верхней части меню Excel

*Этот способ, не сохраняет Надстройку Планума в Excel. Если необходимо, чтобы Планум открывался при каждом открытии Excel, добавьте файл xll в список надстроек в параметрах.

Этап 2. Быстрый старт

Войдите в систему

Подключитесь к серверу, используя свое имя пользователя и пароль. После успешной авторизации станет доступен список моделей, связанных с вашей учетной записью пользователя. Появится список таблиц для выбранной модели.

Вы можете раскрыть список, чтобы увидеть, из каких измерений состоит таблица. Отсутствие таблиц означает, что таблицы еще не были созданы в этой модели, или у пользователя нет доступа к существующим таблицам.
  • Нажмите

  • Заполните

  • Выберите модель

  • Модели и их измерения

Настройте справочники через лист MD

Чтобы начать создавать или редактировать справочники, необходимо проделать следующие шаги:
В шапке инструментов, в разделе Структура - нажмите Открыть MD и добавьте измерения вашей модели

Лист MD содержит все измерения выбранной модели. Измерения используются для формирования структуры таблицы и придания контекста значениям ячеек. На листе MD хранится вся база справочников, которая может содержать версии, периоды, показатели, счета и тд.

Чтобы начать вносить изменения на листе MD, необходимо включить режим редактирования. Это позволит уберечь данные при одновременно работе нескольких пользователей.

Если один пользователь модели находится в режиме редактирования листа MD, то у остальных пользователей при попытке войти в режим редактирования будет выпадать предупреждающее окно. При выборе варианта "Отбросить сессию", сессия редактирования завершится для активного пользователя, внесенные им данные не сохранятся, доступ для редактирования откроется для текущего пользователя.

Свойства полей на листе MD

Тип поля - тип текущего столбца. Значение поля выбирается из выпадающего списка, доступны следующие типы полей:
  • Элемент - основной справочник. Он должен включать в себя все элементы измерения. Поле "Элемент" может встречаться в одном измерении только один раз;
  • Родитель - родитель элемента для консолидации.;
  • Подмножество - список элементов;
  • АльтернИмя - альтернативное имя (алиас) элемента;
  • Другое - другой тип поля, содержащий любое свойство элемента в измерении.

Наименование измерения - наименование справочника, в которое может входить сам справочник, его атрибуты и подмножества. Наименование должно быть одинаковым для измерения и всех его атрибутов;
Наименование поля измерения - наименование измерения/атрибута справочника. Значение данного поля должно быть уникальным для каждого столбца, например: "Месяцы_Наименование", "Месяцы_Тип" и т.д.;
Формула - формула, позволяющая рассчитать значения для текущего столбца . Формула применится для всего столбца после нажатия кнопки "Отправить данные текущей таблицы".
Например: чтобы вывести все значения для подмножества "Продукция_0_Уровень", воспользуемся формулой, которая выведет все элементы с типом "l". Для этого необходимо ввести формулу в 11 строку и нажать "Отправить данные текущей таблицы". После этого формула подсветится голубым цветом и автоматически применится ко всем элементам данного атрибута.
Создайте таблицу

На основе созданных измерений на листе MD мы можем создавать таблицы. Для этого необходимо перейти на новый лист и нажать "Создать новую таблицу"


Откроется окно "Мастер создания таблиц". Необходимо заполнить Имя таблицы, после этого стрелками распределить необходимые измерения между окнами строк, колонок и фильтров.

*Если вы используете измерение Показатели в таблице, убедитесь, что Имя таблицы соответствует значению поля в столбце "Таблица" на листе MD
После нажатия кнопки "Создать", созданная таблица отобразится в списке таблиц.

Внесите и сохраните данные

Внесите значения в ячейки таблицы. Нажмите "Отправить" и выберите опцию "Отправить данные текущей таблицы" - отправка данных текущей таблицы в рамках выбранных элементов в фильтрах;
Отправить данные текущей таблицы шаг за шагом по фильтрам" - отправка данных всех элементов в измерениях в фильтрах. Данная функция полезна при зависимости расчетов элементов в области фильтров от текущих элементов.

Чтобы получить данные с сервера, используйте кнопку "Получить" и выберите опцию "Получить данные текущей таблицы с сервера". Все данные, сохраненные на сервере, будут загружены в таблицу

Добавьте форматирование и формулы

Для автоматического добавления правил задайте формулу и форматирование для ячейки, к которой вы хотите её применить, щелкните правой кнопкой мыши по ячейке и выберите параметр Редактировать правило.


Вы сможете выбрать срез, для которого будут применяться данные. Если в ячейке/массиве уже есть формула, которую вы хотите изменить, выберите параметр «Редактировать существующую строку правил».

Необходимо указать пересечение элементов, для которых применяется формула. Если правило применяется ко всем элементам измерения, это можно указать, написав "#all". Вы можете определить правило для определенного атрибута. Формулы и форматирование будут применены ко всем элементам с выбранным атрибутом.
После подтверждения правило автоматически появится на панели правил.

В области правил мы можем применять форматирование привычными инструментами Excel: изменить шрифт, добавить цвет и т.д.

Если одной и той же ячейке соответствует более одного правила, будет применено самое верхнее совпадающее правило.
Чтобы посмотреть все управления правилами и форматирования, нажмите кнопку Открыть правила. Область правил и форматирования откроется на новом листе.

Детализируйте данные через таблицы ввода

Таблицы ввода представляют собой специальные формы ввода данных. Их можно использовать для ввода транзакций или детализации значений в основной таблице. Таблица ввода связана с основной таблицей, при сохранении таблицы ввода данные по тем же срезам будут суммироваться и отправляться в основную таблицу.

Чтобы создать таблицу ввода, щелкните правой кнопкой мыши родительскую таблицу и выберите Создать новую таблицу ввода

Откроется окно Мастер создания таблиц.
Для выбора будут доступны только измерения, входящие в основную таблицу.

Вы сможете выбрать измерения для фильтров, области столбцов и строк. Остальные измерения основной таблицы будут доступны для ввода. Элементы для этих измерений можно вводить или выбирать из списка выбора для каждого блока формы ввода

Настройки таблицы ввода

Вы можете установить необходимое количество блоков для таблицы ввода (по умолчанию создается 10 блоков).
Для этого на панели надстройки Планум перейдите в Настройки таблицы ввода и установите новое количество вводных блоков.

Если блоков слишком много, можно отобразить на листе только необходимую часть. В этом случае данные в скрытых блоках останутся в памяти и также будут отправлены в основную таблицу.
Если значение в ячейке основной таблицы не совпадает со значением в таблице ввода, конфликт будет показан на кнопке "Настройки таблицы ввода". Вы можете выбрать конфликты, которые хотите разрешить, после чего информация в основной таблице изменится в соответствии с таблицей ввода. Если вы отклоните значение, оно будет удалено из таблицы ввода.
Версии и копирование данных

Система позволяет создавать несколько версий модели. Вы можете копировать данные из одной версии в другую, вносить изменения и сравнивать версии друг с другом

Чтобы создать версию, нажмите кнопку Добавить новую версию и выберите таблицы для копирования с текущей версии.

Данные выбранных таблиц будут перенесены в новую версию. Остальные таблицы в новой версии останутся пустыми. Изменение значений в ячейках таблицы после копирования не повлияет на другие версии.

Копирование данных

Вы можете скопировать данные в любую ячейку или массив таблицы. Для этого щелкните правой кнопкой мыши ячейку, куда вы хотите скопировать данные, и нажмитеКопировать данные

Вы сможете выбрать источник данных и назначение данных. Если для измерения выбрать "#all", то будут скопированы данные всех элементов измерения. Вы также можете выбрать подмножество, тогда данные будут скопированы только для элементов, входящих в выбранное подмножество.

Очистка данных

Чтобы очистить данные со среза, таблицы или модели, нажмите кнопку Очистить данные и выберите необходимые таблицы и измерения для очистки.

Изолирование данных

"Изолировать расчет SDB для этой таблицы" - эта функция позволяет не применять формулу SDB для текущей таблицы;
"Изолировать изм.фильтров этой таблицы" - ограничивает изменения фильтров для текущей таблицы. При переходе между таблицами значения в фильтрах не будут синхронизироваться

Настройки безопасности

Вы можете просматривать и изменять параметры безопасности вашей системы. Эта функция доступна только пользователям с ролью администратора.
Вы можете увидеть свою роль в настройках безопасности.
Существует 4 уровня прав пользователя:
1. ADMIN - может регулировать права доступа для пользователей. Ему доступны все функции других групп: создание, удаление таблиц, ввод и чтение данных.
2. MODELER может добавлять новые элементы и размеры на лист MD и создавать новые таблицы в своей модели. Он имеет доступ для чтения и записи ко всем таблицам в модели.
3. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - права на чтение и запись в таблицы распределяет Администратор Модели.
4. ПРОСМОТР - может просматривать доступные ему таблицы, но не сможет вводить новые данные.

Этап 3. Работа с расчетными функциями

С Планум вы можете использовать все формулы, доступные в Excel. Однако для облегчения работы с таблицами надстройка предоставляет дополнительные возможности для работы с данными

Параметры можно задавать как по абсолютным значениям, так и по ссылкам на ячейки, содержащие требуемые значения.
Функция SDB

SDB используется для возврата значений из таблицы в базе данных.
Нет необходимости хранить таблицу в текущем файле, чтобы получить значения из таблицы.

Синтаксис:
=SDB (таблица, p1, p2, […p20])

Параметры:
Таблица - имя таблицы, из которой нужно получить значение;
р1,…pn - имена элементов измерения (находятся слева в модели измерения текущей таблицы), которые определяют пересечение, содержащее извлекаемое значение;
Аргументы p1-pn зависят от последовательности. p1 должен быть элементом из первого измерения таблицы , p2 должен быть элементом из второго измерения и так далее. В данном примере (см. скрин) р1 название таблицы "продажи", р2 - Годы, р3 - Подразделения, р4 - Продукция, р5 - Месяцы.

Пример:
Чтобы получить данные из таблицы продаж, функция SDB будет выглядеть так:

Расширенное использование функции SDB:

Использование функции SDB в следующем формате помогает значительно сократить количество правил для таблицы. Данную формулу можно использовать только в рамках таблицы, по умолчанию (если не указано) элементы измерений будут взяты для текущей ячейки.

Синтаксис:
=SDB ("#db(#table=имя таблицы|d1=имя элемента)")

#db - текущая таблица

Параметры:
Имя таблицы - имя таблицы, из которой нужно получить значение;
d1 - имя измерения, которое вы хотите указать;
Имя элемента - имя элемента указанного измерения, определяющего ячейку, содержащую извлекаемое значение. Значения неуказанных измерений будут взяты из текущей ячейки, к которой применяется формула.

Синтаксис для указания нескольких измерений:
=SDB ("#db(#table=имя таблицы|d1=имя элемента_1\d2=имя элемента_2|...dn=имя элемента_n|)")

Параметры:
Имя таблицы - имя таблицы, из которой нужно получить значение;
d1 - имя измерения, которое вы хотите указать;
Имя элемента - имя элемента указанного измерения, определяющего ячейку, содержащую извлекаемое значение. Значения неуказанных размеров будут взяты из текущей ячейки, к которой применяется формула.

Функция SDB для консолидаций

Вы можете использовать функцию SDB для консолидации данных:

Синтаксис:
=SDB("#db(#sum)")

#sum - функция консолидации;
#db - текущая таблица.

Эта функция объединяет значения дочерних элементов, указанных на листе MD. Убедитесь, что для этого измерения для всех необходимых элементов указан родительский элемент.
Пример:
Использование функции SDB в следующем формате суммирует все консолидации всех измерений для элемента:

Функция SDBA:

SDBA используется для возврата значения указанного атрибута элемента.
SDBA получает значение из базы данных и может использоваться вместо традиционной функции Excel VLOOKUP.

Синтаксис:
=SDBA("dimension";"element";"attribute")

Параметры:
dimension - Имя измерения, в котором находится элемент;
element - Имя элемента. Можно задавать как абсолютными значениями и по ссылкам на ячейки, содержащие требуемые значения;
attribute - Имя атрибута. На листе MD поле называется "Наименование поля измерения" (подмножество или атрибуты).