Управление запасами - это постоянное лавирование между двумя крайностями: если товара мало, то клиент может уйти, но если товара слишком много, то в запасах замораживаются денежные средства. Основная цель управления запасами - держать ровно столько, чтобы не попадать ни в одну крайность.
В сегодняшнем посте разберем основные сложности управления запасами, а также полезные методик, которые могут существенно упростить этот процесс.
Основные сложности управления запасами
Самое очевидное - часто может быть сложно спрогнозировать спрос на отдельный товар. Он может зависеть не только от сезонности, но и от трендов, цен, ремонтов на мощностях конкурента, маркетинга. Поэтому, если какое-то событие приводит к резкому изменения спроса, то в краткосрочной перспективе это обязательно скажется на запасах.
Кроме того, на уровень запасов влияет и ритмичность поставок. Если цепочка очень длинная м включает несколько видов транспорта, таможенное оформление, то вероятность задержки увеличивается. Здесь также не стоит забывать и об инфраструктурных мощностях, на которые не могут повлиять ни отправитель, ни получатель.
Чем больше количество SKU в обороте компании, тем возрастает потребность в применении специальных программ для планирования, как Планум, для упрощения анализа. Такие системы помогают настроить соответствие сроков годности, сезонности и других характеристик для каждого вида товара.
Стоимость хранения может включать не только аренду: здесь необходимо также учитывать процент списания просроченной продукции, а также процент товара с испорченной упаковкой.
Часто, особенно для ритейла, важно учитывать и запасы на всех уровнях цепочки поставки, как завод, распределительный центр, конкретная точка продажи. В этом случае запас на каждом уровне может повлиять на следующие и мультиплицировать эффект. Так, если запасов распределительного центра недостаточно, то это влияет сразу на несколько магазинов сети.
Избавляемся от проблем с запасами на складах
Для нивелирования всех рисков, связанных с запасами необходимо, прежде всего, учитывать время поставки товара, а именно количество дней от размещения заказа до поступления товара на склад. Здесь есть зависимость: чем более длительный срок поставки, тем больше нужен буфер.
Последний можно рассчитать по формуле: разброс спроса в неделю * √(длительность поставки в неделях)
Аналогично и с анализом спроса: чем чаще колебания спроса, тем больше должен быть страховой запас.
При расчете запаса необходимо обращать внимание и на критичность товара: она будет разная для машиностроительной и сувенирной продукции.
Также необходимо соблюдать баланс стоимости хранения и затрат на логистику. Вполне вероятно, что при наличии собственных складов для продукции длительного хранения более выгодно завозить крупные партии, чем регулярно тратиться на доставку неделя-к-неделе.
После анализа мы рекомендуем выстроить собственную систему пополнения склада. Такая модель может учитывать точку заказа, когда количество товара достигает минимального значения, либо предполагать периодический пересмотр раз в месяц или неделю, либо работать по схеме “точно в срок” с минимальными запасами, но стабильными поставками. Последняя больше подходит для скоропортящейся продукции.
Для аналитики также применяем модель ABC/XYZ, где товары категории A, дающих 80% оборота, отслеживаются ежедневно. Товары других групп можно проверять реже и хранить подольше, чтобы сократить затраты на логистику.