В последнее время drill-down функционал становится одним из главных требований у клиентов при автоматизации процессов планирования и бюджетирования. Действительно ли он нужен, и как он может помочь - разберемся в статье.
Drill-down - это операции по повышению детализации данных. Часто термин используется к агрегированным табличным отчетам, где, например, собраны данные по всей компании. С помощью механизма drill-down пользователь может легко раскрывать те или иные статьи расходов и доходов по подразделениям, регионам или направлениям бизнеса.
К примеру, совокупный план продаж производителя может быть сформирован в разрезе регионов, групп товаров, а также дистрибьюторов. Изменение одного элемента, например, увеличение скидки для удаленных регионов спровоцирует целый каскад изменений плановых параметров: как по горизонтали (группы товаров, дистрибьюторы), так и по вертикали (укрупненная группа регионов, вся компания). Для того чтобы точно понимать чем было вызвано изменение и каков будет итоговый результат и существует механизм drill-down.
Часто компании пытаются самостоятельно проработать такую логику на базе Excel: при небольшом количестве отчетов, аналитик и справочников, такой подход может быть реализован достаточно успешно.
Однако с увеличением сложности бизнес-процессов, а также разветвленности структуры компании без средств продвинутой автоматизации будет достаточно сложно наладить этот процесс, и основная проблема будет в справочниках.
Так, простые таблицы Excel не дают возможности централизованно обновлять справочную информацию, которая становится базой для присвоения аналитик конкретным элементам. Кроме того, пользователь может столкнуться с долгим расчетом формул в консолидированных таблицах, а также с разорванностью данных из-за возможных ошибок.
Наиболее эффективно реализовывать отчеты drill-down на платформах, работающих на базе OLAP-кубов, как Планум. Планум позволяет присвоить неограниченное количество аналитик к элементам и на основе такой структурированной модели строить агрегированные отчеты.