Факторный анализ — это система расчетов, позволяющих разобрать изменение итогового финансового показателя (выручки, прибыли, рентабельности, ликвидности и т. д.) на отдельные составляющие-факторы и измерить, сколько именно «дал» или «отнял» каждый фактор. Цель — понять причины отклонений и принять управленческие решения, направленные на ключевые драйверы.
Классификация подходов
Детерминированный: Показатель описывается точной формулой (P = Q × (C-V) и т. п.), а каждый показатель тестируется на влияние на общий результат.
Стохастический: Влияние факторов носит вероятностный характер, как такой формулы нет, поэтому влияние каждого фактора измеряется регрессией.
Смешанный: Часть факторов входит в формулу напрямую, часть оценивается статистически.
Типовые факторные модели
Выручка Можно оценить влияние таких факторов, как цена, объём, микс товара, курсы валют.
R = ∑(Объёмᵢ × Ценаᵢ)
Валовая прибыль Оцениваются удельная маржа, структура продаж, влияние курса валют.
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость
Прибыль от продаж (EBIT) С помощью этой модели можно оценить влияние объемов, ФОТа, а также аренды.
EBIT = Валовая прибыль – Постоянные расходы
Модель DuPont Модель помогает оценить чистую маржу, оборачиваемость активов, финансовый леверидж.
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал = (Чистая прибыль/Выручка) × (Активы/Выручка) × (Активы/Собственный капитал)
Свободный денежный поток Модель помогает оценить влияние операционной маржи, капитальных затрат, оборотного капитала.
Свободный денежный поток = EBIT × (1 - Эффективная средняя налоговая ставка) + амортизация — капитальные затраты — изменения в оборотном капитале
Мы подготовили мини-пример работы детерминированного анализа в шаблоне. Можно скачать по ссылке.