Регламент бюджетирования — это документ, который описывает ключевые правила организации процесса планирования и контроля бюджета.
В не отражаются не только сроки и ответственные, но и основные формы, формулы и отчеты.
Такая детализация помогает организовать процесс бюджетирования таким образом, чтобы сократить количество ошибок и повысить надежность процесса для достижения стратегических целей компании.
В сегодняшнем материале посмотрим для чего нужен регламент, и как его сформировать.
Зачем нужен регламент бюджетирования?
Регламент помогает решить следующие задачи:
Установить единые правила для всех участников процесса. Это исключает возможность, когда каждое подразделение рассчитывает одни и те же показатели по-разному.
Повысить прозрачность процесса. Благодаря регламенту всем причастным к процессу сотрудникам понятно, кто и в какие сроки отвечает за цифры и отчеты.
Сократить сроки готовности бюджета. За счет четкого понимания сроков сдачи тех или иных этапов процесс планирования проходит быстрее. Регламент сокращает количество согласований и возвратов на доработку.
Снизить количество ошибок. За счет наличия четких форматов, а также методики расчета показателей уменьшается риск появления некорректных данных.
Контролировать исполнение. Регламент закрепляет порядок план-факт анализа и корректировок.
За счет решения этих задач регламент делает процесс бюджетирования управляемым и предсказуемым, уменьшает конфликты между подразделениями, ускоряет процесс планирования и согласования, а также повышает дисциплину исполнения бюджета.
Содержание регламента бюджетирования
Обычно бюджетный регламент содержит следующие разделы.
Общие положения Этот раздел задает цели бюджетирования в компании, а также показывает связь со стратегией и системой управления в компании.
Организация процесса Регламент определяет роли участников бюджетного процесса как, например, финансово-экономической службы, руководителей центров финансовой ответственности, а также топ-менеджмента компании.
Структура бюджетов Регламент дает описание, какие бюджеты формируются в компании и по каким уровням детализации. Например, это могут быть бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств, инвестиций, подразделений в разрезе статей, проектов, ЦФО.
Календарь бюджетного процесса В регламенте отражены сроки, когда начинается планирование, в какие даты должны быть предоставлены документы всеми причастными подразделениями, а также указаны даты согласования и утверждения планов и бюджетов со стороны руководства компании.
Методология расчетов Регламент указывает, как должны планироваться статьи, какой подход должен использоваться, какие драйверы рассматриваются ключевыми при расчете показателей.
Форматы и инструменты Регламент обязательно включает шаблоны таблиц и форм, а также указывает, в какой системе и какими инструментами реализуется сам бюджетный процесс.
Порядок контроля и корректировок Также в регламенте описывается процесс план-фактного анализа с источниками, методологией и частотой, регламентируются процессы пересмотра и корректировок бюджета, а также указываются ответственные за пояснение отклонений фактических значений от плановых.