Блог

Автоматизируем ABC/XYZ-анализ

ABC/XYZ-анализ – ключевой инструмент для те, кто занимается планированием ассортиментной матрицы. Ведь товары у бизнеса могут быть разные: как высокомаржинальные, так и с низкой прибылью, но со стабильным спросом.

Именно ABC/XYZ-анализ помогает разобраться, что делать с теми или иными товарами, чтобы достичь финансовых целей организации.

В сегодняшнем материале разберем, что это такое, и как можно это автоматизировать.

Что такое ABC/XYZ-анализ?

ABC/XYZ-анализ – это матрица товаров, которая формируется по принципам выручки и спроса на реализуемые товары.

ABC-анализ предполагает, что все товары компании делятся на три группы:

  • Товары группы A приносят 80% выручки компании.
  • Товары группы B приносят 15% выручки компании.
  • Товары группы C приносят 5% выручки компании.

XYZ-анализ предполагает анализ спроса на товары компании. Анализируется колебание спроса спроса, которое может быть вызвано сезонностью либо просто нестабильностью

  • Товары группы X показывают устойчивый и стабильный спрос, колебание которого не превышает 10%.
  • Товары группы Y показывают либо сильную зависимость от сезонности, либо переменчивый спрос. Коэффициент вариации можно брать в диапазоне 10-25%.
  • Товары группы Z показывают непредсказуемый спрос, коэффициент вариации часто превышает 25%.

Как считать и автоматизировать ABC/XYZ-анализ?

ABC-анализ

Для реализации в системе формируется отчет, в который выгружается выручка по всем товаром в компании за определенный период. Период лучше брать тут который максимально учитывает сезонные колебания или другие структурные изменения, которые могут повлиять на выручку. Необходимо обратить внимание, что у новых товаров могут быть более слабые показатели в момент анализа, но это не говорит об их слабых перспективах реализации.

Далее для каждого товара рассчитывается доля в общей выручке. Товары сортируются по долям порядке убывания. По группам товары распределяются по накопленной доли.

В Планум можно реализовать такой отчет как по фактическим, так и по плановым данным.

XYZ-анализ

Данные о продажах каждого товара выгружаются в разбивке по периодам. Например, если мы оценивали долю каждого товара по итогам годовой выручки, то для XYZ-анализа эту годовую выручку целесообразно разбить еще по месяцам или неделям, если требуется.

На основании этих данных для каждого товара считаем коэффициент ковариации. В Планум можно использовать как встроенные формулы Excel, так и разместить расчет на сервере. Последний вариант предполагает привязку расчетов не к ячейкам, а к атрибутам и признакам данных, что повышает точность и надежность вычислений.

Основное преимущество автоматизации в том, что пользователь получает аналитику сразу по всем товарам, ему не надо корректировать формулы и справочники.

Кроме того, пользователь может настроить дальнейшее использование данных анализа для построения сценариев реализации. Например, уменьшения или увеличения доли продаж товара в зависимости от его прибыли на единицу. Данные о себестоимости также могут быть реализованы в системе.
2025-09-24 14:56